Отменяя великую русскую культуру, наши прозападные либералы неожиданно дошли до Иосифа Бродского. Поэта, которого, казалось бы, сложно притянуть в стан русского национализма, в отличие от Достоевского и Пушкина, многие произведения которых написаны с позиции русского патриотизма.
Однако сначала Бродского обвинил в русском имперском национализме Дмитрий Быков на страницах журнала «Дилетант», а теперь ему вторит журналистка «Новой газеты» Екатерина Марголис. Оба, конечно, припоминают стихотворение Бродского «На независимость Украины», написанное им в 1992 году. Стихотворение, ставшее во многом пророческим, как и многое, что писал Бродский.
Вот заключительное четверостишие:
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придёт и вам помирать, бугаи,
Будете вы хрипеть, царапая край матраса,
Строчки из Александра, а не брехню Тараса.
Марголис походя обвиняет в имперском национализме и Анну Ахматову, которая всегда вдохновляла Бродского: «Вместе с живым воздухом Серебряного века, вместе с классикой, преемственностью христианской европейской цивилизации и со многим другим, что сформировало «ахматовских сирот» и что так резко отличалось от советской действительности, канона и пропаганды, по тому же руслу неизбежно проникал и дух Империи, которая сама по себе стала важнейшим мотивом поэзии Бродского…»
Далее автор упрекает Бродского за его вполне здоровый русский патриотизм: «Он так отталкивался от советской власти, что сознательно причалил к имперской традиции её предшественницы». А ведь это лишь доказывает интеллект и адекватность Бродского. Имея проблемы с советской властью, он не переносил свои обиды на Россию и её народ, чётко разделяя государственный строй и страну, в которой родился и стал великим поэтом. Жёстко критикуя СССР, он любил при этом Россию и Российскую империю, наследуя лучшие традиции русской классики.
Надо сказать, что на Западе уже тогда антисоветизм сочетался с русофобией. Марголис пишет, что у Бродского бывали частые стычки с американскими и восточноевропейскими коллегами из-за его любви к России. Он не желал предавать Родину, в отличие от других диссидентов, воспевал её в своих стихах, поэтому Сюзан Зонтаг, Милан Кундера, Салман Рушди, Чеслав Милош, Адам Загаевский, Томас Венцлова критиковали Иосифа за якобы великодержавный русский шовинизм и колониализм. В вину ему вменяли даже то, что родной город Броды он упорно называл российским, а не украинским.
Дальше Марголис начинает отыгрывать ещё и повесточку феминизма, клеймя Бродского не только русским националистом, но и мизогином за стихотворение, где он высмеивает свою бывшую возлюбленную. Мол, эти пороки идут рука об руку.
Под конец Марголис идёт вразнос, скатываясь в очевидное враньё, и пишет, что Бродский своими антиукраинскими строчками подписался под мифическими военными преступлениями: «…под свидетельствами о массовых изнасилованиях, под медицинскими бюллетенями оторванных ног и рук краматорского вокзала, под воронками Херсона».
Видимо, Екатерина забыла, что в краматорский вокзал попала украинская ракета, Херсон был взят без боя, а массовые изнасилования оказались выдумкой украинской омбудсменши Денисовой, — и всё это признаёт даже украинская сторона. Но некогда прославившаяся своими скрупулёзными расследованиями «Новая газета», похоже, окончательно превратилась в листок русофобской топорной пропаганды, которая готова поверить в любой фейк, лишь бы он был антироссийский.
«Новую» с такими заметками можно переименовать строчками из того самого стихотворения великого русского поэта Иосифа Бродского: «Брехня Тараса».
Роман Антоновский, писатель, публицист, автор Telegram-канала «Сыны Монархии» @SonOfMonarchy